Немного о истории тату:Татуировка всегда сочетала в себе два основных принципа: украсить человеческое тело и передать какую-либо информацию о его обладателе или защитить его от недобрых сил внешнего мира.
Древнейшие известные нам татуировки датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Их обладатели - египетские мумии, которые, пожалуй, могут попасть в Книгу рекордов Гиннеса как владельцы самых долговечных tattoo. А второй родиной столь своеобразного вида живописи в те давние времена стали Япония и Китай, где татуировка приобрела ряд новых функциональных нагрузок.
Чаще всего она использовалась для того, чтобы пометить преступников: в Китае им накалывали на лоб иероглиф ИНУ - "собака"; японцы делали метку на внутренней части плеча, что вынуждало самураев, нередко наносивших рисунки практически на все тело, опасливо обходить этот участок. Забавно, что в то время татуировки помогали консервативным японцам по-своему обходить всяческие запреты и ограничения. Например, знаменитые гейши, скованные по рукам и ногам запретом на демонстрацию обнаженного тела, с помощью татуировок имитировали одежду, оставляя "открытыми" только лицо, ладони и ступни.
Японию можно, наверное, считать и родиной перманентного макияжа. Правда, женщины японских аборигенов айну наносили узоры на губы, щеки и веки с необычной целью: по этим рисункам можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей.
Бытовое магическое значение татуировки сохранялось и в более позднее время. Практика метить с помощью татуировок рабов и преступников благополучно дошла до нашего времени: буквой D метили дезертиров в Британии во время первой мировой войны, нацисты выбивали номера жертвам концлагерей, да и в сталинских лагерях подобная практика не была редкостью. Но, наверное, лучше всех предшественников информацию с помощью татуировок передают наши же заключенные.
Резко негативное отношение к татуировкам стало культивироваться с распространением христианства, отвергавшего культ тела и, соответственно, всякие способы его украшения. Но уже в XVIII веке с далеких островов, куда направлялись в проповеднических целях христианские миссионеры, вместе с ними возвращались моряки с шикарными татуировками на память о путешествии. Немалый вклад в возрождение татуировки внес печально известный капитан Джеймс Кук, привезший в 1769 году с острова Таити само слово tattoo и в качестве наглядного примера сплошь истатуированного полинезийца, ставшего живой tattoo-галереей. Правда, вскоре и европейцам было что показать. Между тем tattoo в Европе долгое время оставалось прерогативой моряков, горняков, литейщиков и им подобных, которые, сохранив искусство татуировки, вместе с тем ограничили ее жанровое разнообразие стандартными лубочными картинками морской или сентиментально-пошловатой тематики. Требовательность к татуировщикам падала, проявление вкуса в татуировке становилось все более редким явлением.
В 1891 году американец О`Рейли осчастливил почитателей tattoo изобретением электрической татуировочной машинки (правда, на художественную ценность татуировок того времени это никак не повлияло). Естественно, внесли свою лепту и отечественные умельцы, делая татуировки всевозможными подручными средствами - от иглы с закрашенной нитью до "переоборудованной" электробритвы.
Новая эра в искусстве tattoo началась в 50-60-е годы. Образы культур Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев в сочетании с амбициями экспериментаторов-татуировщиков породили новые стили, школы и направления, значительно расширив возможности техники. С тех пор татуировка занимает достойное место среди других видов боди-арта.
В Америке действует несколько заводов по производству татуировочных красителей из натуральных безвредных компонентов, производится специальное оборудование. Кстати, за рубежом обучение татуировщиков не требует от претендента ни художественного, ни медицинского образования. Исключением является такая разновидность, как перманентный макияж. Им обычно занимаются подготовленные врачи, иногда нанимающие себе в помощь визажиста. На постсоветских просторах этой специфической профессией занимаются в основном художники. Кстати, в ближайшие годы обучением татуировке собирается заняться Академия боди-арта, расположенная в Санкт-Петербурге. С 1976 года ведут свою историю конвенции - съезды-тусовки татуировщиков. На территории бывшего Союза они проходят в Санкт-Петербурге и Москве. У многих людей, более-менее тесно знакомых с tattoo, сложилось мнение, что в странах СНГ следят за стерильностью и безопасностью относительно заражения различными болезнями гораздо тщательнее, чем в странах Европы и Америки. Дело в том, что там условиями работы особо никто не интересуется (до первого несчастного случая), а вот у нас татуировщики, задумавшие открыть салон, должны доказать полную безопасность своих услуг самым различным инстанциям.СПИДом или сифилисом при нанесении татуировки заразиться можно, но достаточно сложно. А вот, например, из-за эпидемии гепатита в 1961 г. в Нью-Йорке даже пытались запретить деятельность татуировочных салонов. Правда, посетители "домашних" татуировщиков чаще сталкиваются с элементарным несоблюдением правил гигиены.
Публика татуировочных салонов самая разнообразная. Возраст - от 17 до 70 лет. Причем эти люди не обязательно являются байкерами или "золотой" молодежью. Говорить о нашей миролюбивой ментальности в данном случае не приходится, большинство сюжетов - те же, что и везде: хищники, драконы и т. п. Хотя встречаются и оригиналы. Следует отметить, что татуировщикам уже тесно на выбранном ими материале: среди последних мировых новинок - татуировки на ногтях и на коже курток, чехлов и бумажников. Делают и цветные татуировки - их техника весьма сложна. Во-первых, все цвета необходимо наносить по очереди - от темных к светлым тонам, сразу делая весь контур одного цвета. Во-вторых, на разной коже красители ведут себя по-разному, татуировка может получиться и слишком яркой, и дымчато-затуманенной.
Среди женщин большой популярностью пользуется перманентный макияж (временная татуировка сроком на 3-5 лет). Сразу следует предостеречь, что данный вид татуировки наносится с помощью специальных красителей, которые стоят дороже татуировочных, а из-за сложности процесса его воспроизведение в домашних условиях практически невозможно.сли захотите себе сделать татуировку, сначала четко выучите значения древних символов. А то наколете себе что-нибудь не то - пацаны будут смеяться.


Татуировка:это знать необходимо
Есть люди, для которых делать татуировки – это своеобразное хобби. Им нравится сам процесс ее нанесения. Их тело покрыто множеством тату разнообразных цветов и рисунков. А есть те, для которых татуировка – дань моде. Если вы из таких, тогда не пренебрегите следующим.
Не забудьте в момент ответственного решения, что татуировка делается на всю жизнь, поэтому очень важно определиться, на каком месте ее делать, какой рисунок, какой размер и т.д. Прежде чем решить сделать тату на пальцах, кистях рук, шее, лице, подумайте 10 раз, если не больше. Во-первых, реакция близких может быть негативной, во-вторых, вам придется где-то работать, учиться, появляться в обществе, где реакция окружающих также может быть неоднозначной.
Думаю, не стоит повторяться, что татуировку обязательно должен делать профессионал в тату-салоне, а перед тем, как ее наносить, вы должны посмотреть другие работы этого мастера. Кроме того, будьте готовы просидеть в кресле несколько часов без движения.
Особенно важным моментом в нанесении татуировки является дезинфекция. Поэтому убедитесь, что мастер использует новые иглы, специальные одноразовые резиновые перчатки, стерильные емкости для краски и работает профессиональными инструментами, а машинка прошла соответствующую обработку хлором или в автоклаве.
И вот после нелегкой и небезболезненной процедуры на вашем теле красуется рисунок. Здесь главное - понять, что работа еще не закончена полностью. Но далее будет работать не мастер. Потрудиться придется вам.
Если на место татуировки, наложена повязка, не снимайте ее два часа, как минимум. А после истечения времени, снимите и промойте место татуировки холодной водой, но ни в коем случае не вытирайте. Она сама должна высохнуть. Можно два раза в день протирать ее настойкой календулы на спирту, а после нанести антисептический крем. К месту татуировки должен быть постоянный доступ воздуха, но солнечные лучи в первый месяц попадать на нее не должны. В процессе заживления может образоваться сухая корочка. Ни в коем случае не чешите и не ковыряйте ее, так как это может привести к образованию шрамов. Для смягчения можно использовать специальные антисептические кремы. Если вы хотите, чтобы краски татуировки всегда оставались такими же яркими, избегайте попадания солнечного света на место рисунка. Слишком долгое пребывание на солнце, особенно в первые дни, быстро состарит татуировку. Хотя черные и серые чернила на солнце не выгорают. Удачи!

Стили татуировок:
TraditionalНекогда модное в Европе и Америке 30-50-х годов прошедшего столетия традиционное направление пока еще остается на гребне. Бабочки и якоря, моряцкие трубки и кораблики, мелкая символика и девичьи «фенечки» - все это тиражированное однообразие может считаться искусством разве что в рамках поп-арта, который, как известно, очень тесно связан с масскультурой. Ничего общего с самовыражением тут не было и нет, наоборот: это полный отказ от индивидуальности. Такие татуировки выполнялись исключительно потому, что на ком-то замечены аналогичные, а значит это «модно»



Этнический стильМногие рисунки, стили, популярные у наших предков, по сей день дают пищу для фантазии мастерам тату. А не так давно в моду вошли практически первозданные «этнические» рисунки. Точные повторения, конечно, встречаются редко. Уж слишком просты мотивы и композиции. А вот стилизация привлекательна для многих людей, решивших украсить свое тело. Мастера современной татуировки умело совмещают стиль и идею древних народов с современной модой.


Одним из самых интересных направлений в этнической татуировке считаются скифские. Образцы истинных кожных рисунков скифов были найдены во время раскопок группы Пазырыкских курганов на Горном Алтае. Именно оттуда археологи извлекли на свет набальзамированное тело скифского вождя, сплошь покрытое замысловатыми сюжетами. Изображения покрывали грудь, спину, обе руки и обе голени. Время погребения приблизительно V - VI век до н.э. Проанализировав экземпляр, ученые пришли к выводу, что татуировка была выполнена путем накалывания. Для татуировок скифы использовали все тот же, известный во всем мире по золотым украшениям, звериный стиль. Тело изображавшихся животных древний художник делил на две части. Задняя, абсолютно простая, выполнялась схематично. Передняя же была богато украшена замысловатым орнаментом, и представляла зверя как мифологическое существо огромных размеров и такой же силы.
К этой группе можно отнести и элементы татуировки папуасов Новой Гвинеи, других племен Индонезии и Австралии. Хотя сам вид не так сильно распространен, на телах можно увидеть лишь его отдельные элементы. Татуировка папуасов может быть потому интересна, что она редко носила мистический, глубинный смысл, а еще чаще указывала на социальное положение члена племени. В основном рисунок наносили на тело женщин, статус и занятия которых были более постоянными. Мужчины предпочитали временную раскраску. Характерные черты этого вида – простые геометрические фигуры, объединенные в незамысловатые рисунки. Своеобразие стиля отличал и метод татуирования: кожа надрезалась, и в свежий разрез втиралось красящее вещество, обычно сажа.
КельтскаяКельтский стиль в разное время подвергался большому влиянию различных культур и видоизменялся. Изначально он состоял только из растительных мотивов: хитросплетенных веточек, листочков и цветов. Позже в него были включены животные, причем настолько гармонично, что стали неотъемлемой его частью.
Огромное количество дошедших до наших дней элементов, стилизованных предметов быта, сказок говорят о родстве стиля с византийской, славянской татуировкой. Однако, стоит сопоставить древнюю кельтскую космогонию с растительной своей основой и уж тем более «звериным» мотивами, - обнаружим ряд нестыковок. Причина даже не в инородных деталях, а сменах их преобладания. Так называемая «плетенка» была известна на всей территории Евразии с древних времен, но кельтский культурный ареал всегда держался особняком благодаря своим особенным «древесным» предпочтениям, что и проявилось в неповторимых элементах – узлах и плетениях. Но откуда же среди всей этой флоры взялись звериные морды? Уж не с той ли поры, когда встретились скифы и кельты в полной боевой раскраске? В то же время на исторической арене с сольными номерами выступала прослойка из готских и славянских племен. Индоарийские викинги, осевшие на севере Франции, впитали, как губка, местные обычаи и спустя некоторое время к кельтскому творчеству примешался романский стиль. Вот и, поди, разберись, - чего здесь и сколько чужого? Впрочем, один из мастеров пояснил: никто и сейчас толком не может доказать, что у кельтских племен были «фирменные» татуировки, скорее, - это смешение нескольких схожих стилей, в том числе и византийского, получивших одно емкое название – кельтский стиль. Византийский же, в свою очередь, перекликается со славянским. И неизвестно еще, кто у кого больше перенял…
Японский стильОсновными мотивами японских татуировок часто служили древние сказки и легенды связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи. Согласно одно из теорий, японская татуировка «иридзуми» была заимствована у Китая, где она был известна еще в XI веке до н.э. По другой – татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодаря айнам, жившим по соседству с японцами, в период с 70 по 250 год до н.э. Впрочем, самой привлекательной для самих японцев остается третья версия. Эта легенда гласит о том, что мифический правитель Японии Дзимму (660 – 585 год до н.э.) носил настолько эффективные татуировки, что восхитил царицу Сенойатару, сложившую в их честь поэму. Японская татуировка, как и многие другие, прошла путем взлетов и падений. Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а падение – на 1868-й год, после запрета, изданного правителем эпохи Мейдзи – ревностного конфуцианца.
 
Впрочем, межу этими периодами лежит целый пласт творчества, о котором мастера и поныне говорят с особой гордостью.
Наиболее бросающаяся в глаз черта «японизма» в татуировке – это ее обширность. Татуировка, которую мастер последовательно, на протяжении нескольких лет, наносил на тело какого-либо человека, в конце концов, походила на композицию в форме «кимоно» либо «распахнутого плаща». Такая татуировка плотно покрывает торс, оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней – заканчивается на бедрах.
Принципам композиции, сформировавшимся еще в середине XIX столетия, японцы следуют и поныне:
- Асимметрия, в отличие от тщательной симметрии прославленной классической татуировки маори с Новой Зеландии;- Введение множества мелких мотивов, которые иногда оплетают основные мотивы и плотно заполняют поверхность фрагмента тела;- Фигуративный характер ведущих мотивов;- Обведение большинства мотивов отчетливо вырисованным декоративным контуром; старые мастера считали кромки композиции наиболее ценными местами и оттеняли их, чтобы сделать похожими на композиции укийо-е;- заполнение поверхности мотивов красками интенсивной насыщенности, которые контрастируют друг с другом;- использование своеобразных для татуировки средств выражения, на которые подтолкнула природа.


Например, чтоб придать картине на теле визуальный эффект, подчеркивающий движение, использовались знания размещения мышц. Такие мышцы во время их напряжения и расслабления как бы придавали всей композиции движение, делая ее очень экспрессивной. Соски и пупок использовались не для подчеркивания юмористических акцентов в рисунках, что было очень популярно в европейской татуировке у преступников, а как необходимые элементы мотивов, например, в качестве глаза дракона или же центра цветка;- динамичная трактовка некоторых композиций (например, единоборства самураев) и в то же время статичная трактовка других (например, фигур, плененных обаянием гейш);- заполнение пустующих мест в композиции геометрическим орнаментом либо отрывками из буддистских текстов;
Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев и других почерпнутых из фольклора личностей.
Среди представленных растительных мотивов есть свои символы:
- хризантема – символ настойчивости и решительности;- пион – символ богатства и успеха в жизни- цветок сакуры, у которой «лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина». Это символ проходящего времени и непрочности жизни;- лист клена, несущий в себе ассоциации подобно красной розе в европейской татуировке.К наиболее популярным представителям животного мира в татуировке следует отнести:
- дракона, символизирующего власть и силу, но одновременно объединяющего огонь и воду, то есть соединяющего противоположности;- карпа, символизирующего мужество, отвагу и позу стоика;- тигра – символа бесстрашия.
Особого внимания заслуживают многочисленные морские и вообще водные мотив, продиктованные тем, что ежедневная жизнь многих японцев тесно связана с морем. Вот почему в японской татуировке часто рядом с различными водяными созданиями появляется мотив волны, служащий для обогащения фона и подчеркивания фактуры тела. Ведущими религиозными темами были фигуры второстепенных буддийских богов, встречались и мифологические фигуры, народные герои, святые, самураи и монахи, куртизанки, гейши, актеры театра «Кабуки» и борцы сумо. Характерной чертой японской татуировки всегда было представление воплощенных в портретах личностей под углом зрения «три четверти» и никогда – фронтально, что отвечало принятому в «укийо-е» принципу. Значительное число мотивов японской татуировки приписывают заимствованию у великого народа-соседа. Однако сила воздействия китайской татуировки на японскую намного слабее, чем влияние техники японской гравюры на дереве.
Японские татуировщики-традиционалисты до сих пор избегают электрической машинки, которая, по их мнению, снижает престиж татуировщика и затрудняет достижение необходимой ловкости. Во время нанесения татуировки они пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Для нанесения рисунка используются от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности рисунка – комплект из тридцати иголок в форме пучка. Такая связка иголок называется «хари» и накалывает кожу со скоростью около 90-120 уколов в минуту. Одновременные уколы большого количества иголок помогают более активному проникновению пигмента в кожу. Выполнение больших композиций разбивается на несколько недель, а то и месяцев – клиенту тяжело переносить боль, к тому же очень велико психологическое и физическое напряжение татуировщика, который не может в такой работе торопиться, подгонять события.
Вся его работа делиться на пять фаз, у каждой своя специфика.- «Судзи» - на кожу наносится эскиз мотива и всей композиции при помощи черной туши или специального красителя.- «Отсуми» - инструментом с закрепленными на нем иглами выделяется и закрепляется контур рисунка.- «Бокаси» (оттенивание) – основана на накалывании кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это облегчает достижение в наносимой композиции нужного наполнения цветом и необходимого тона.- «Тсуки-хари» («тсуки» - пробивать, «хари» - связка иголок) – неглубокое накалывание иголками отдельных фрагментов рисунка, без его оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи легких ударов основанием ладони, после чего иглы дополнительно вдавливаются несколько глубже в тело.- «Хане-бари» («хане» - отскок, «бари» - процесс татуирования) заключается в том, что во время накалывания кожи руке придается незначительный замах. Глубин накалывания при этом точно контролируется. Применение данной техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании композиции. «Хане-бари» наиболее сложная в технике японской татуировки.Чаще всего японские татуировщики используют черный и красный пигменты, реже – бронзовый и лишь в исключительных случаях зеленый и желтый.
Популярность японской татуировки росла благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней не только артистические достоинств. Но и новый способ достижения экспрессии на сцене. Недаром она всегда воспринималась как искусство и форма украшения тела, а сами обладатели татуировки – как объекты, которыми следует восхищаться.
В конце XVIII века одной из наиболее красивых татуировок мог похвалиться выдающийся актер Накамура Утаэмон IV . По примеру актеров мода на красивые татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии.
Период на рубеже XVIII - XIX веков можно назвать золотым веком японской татуировки. Возведенная в ранг изысканного искусства, она стала своеобразным признаком красоты тела и предметом для размышлений.
Татуировка в Японии всегда помогала мужчине демонстрировать истинно мужские качества, свидетельствовала о его выносливости. Но есть и еще разновидность, которая в этом ряду держится особняком: женские татуировки – «какуси-боро», выполняемые путем втирания в разрезы на теле рисовой пудры. Японки прибегали к услугам хори (татуировщиков), чтобы изобразить на своей нежной коже доказательство вечной привязанности к возлюбленному. Они полюбили «негативную татуировку» за ее особенные свойства: незаметный для окружающих рисунок на теле проявлялся лишь после употребления алкоголя, купания или во время интимной близости.
Сегодня же утраченные ранее традиции татуировки в Японии постепенно возвращаются. Это связано с популярностью тату в среде якудзи – японских гангстеров, организованных в банды. Делая себе татуировку, якудзи как бы исключают себя из нормального мира и в тоже время укрепляют сязи в самой преступной группировке. Разница между «гражданской» и «преступной» татуировками значительна из-за предпочтения последних к иконографии и мотивам японских азартных игр. И все-таки находятся в стране восходящего солнца настоящие мастера. Большинство из них до сих пор пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Оригинальность японской татуировки, как и гравюр школы «укийо-э» или театра «Кабуки», завораживает европейцев.
Многие мастера пытаются воспроизвести в своих работах черты японского стиля: интенсивные, контрастирующие друг с другом краски, искусственно созданную асимметрию, продуманную композицию, символизм изображений. Но лишь единицам удается достичь удивительной экспрессии хори-моно – художественной татуировки Страны восходящего солнца.
Polynesian (полинезийский стиль)В начале нашего столетия татуировщики впервые обратились к орнаментам племенной татуировки – так появился и поныне популярный язык «трайбл». По всей вероятности, татуировка в Полинезии столь же стара, как и сама ее культура. Процедура нанесения рисунков на островах Тихого Океана издревле почиталась как священнодействие. Поэтому украшать тела соплеменников могли только жрецы. Художник-жрец пользовался всеобщим уважением и получал за свои старания ценные подарки. Для него выстраивался специальный дом, разделенный на кабины, в которых пациенты иной раз задерживались на несколько недель и даже месяцев – до полного завершения шедевра. И все это время вокруг дома «шамана» не прерывались молитвы и песнопения. В них пелось, что «мастера высших прекрасных рисунков» сделают чудную татуировку только тем, кто хорошо заплатит, а остальным «такой красоты не иметь во век». Для выполнения рисунков полинезийцы использовали растительные шипы, кости рыб или альбатроса, акульи зубы или обломки морских ракушек.
Изобилие и изысканность нательных рисунков считалось знаками благородного происхождения, так что покрывать узорами все тело имели право лишь вожди и их ближайшие родственники. Тех же, кто устрашался болезненного обряда, ждало жестокое наказание на том свете.
Женщины тоже шли на страдания ради красоты. «Мы просто обязаны иметь на своих губах несколько линий, - были убеждены прекрасные островитянки, - поскольку, когда мы состаримся, наши губы сморщатся, и мы станем очень некрасивыми». И действительно, без рисунка в уголках рта новозеландку никто бы не взял замуж. Один из вождей маори, коренного населения Новой Зеландии, разбогател на продаже европейцам голов своих подданных, покрытых татуировками.
Новозеландский исследователь Д. Коуэн представлял маори как «выдающихся скульпторов лица во всей истории человечества». «Моко», по его мнению, было достойно внимания потому, что выполнялось при помощи специальных небольших долот, которые оставляли на лице резаные раны, а не посредством применения техники накалывания, к которой маори прибегали при татуировании иных частей тела. В способе выполнения «Моко» (кроме жителей Маркизских островов, оно не было известно ни одному из полинезийских племен) можно усмотреть аналогии с техникой резьбы по дереву. Знаками, воплощенными на ягодицах и бедрах людей, чаще всего были мотивы спирали иные изломанные линии, находившиеся в тесной связи с узорами, широко применявшимися в резьбе по дереву. Полинезийцы покрывали татуировкой все тело, в то время как среди маори для тату отводились лишь определенные части тела, распространенность татуировки по коже была ограничена. У мужчин татуировка делалась на лице и области от пояса до колен, у женщин – только на лице. Однако иные женщины маори носили и мужские татуировки «Моко».
Классический тип «Моко» имел следующие мотивы:
- спиральные узоры на подбородке, называемы пу-кауваэ;- серии параллельных закругленных линий от подбородка до ноздрей (ререпехи);- две большие укрупненные спирали на щеке (пае-пае);- спирали на носу, называемые ререпи и понгианга;- серии лучеобразно расходящихся от носа искривленных линий, они шли над бровями иопускались к ушам (тивхана).
Рисунок на верхней части лба называли пухоро, а в нижней – тити. Богатый орнамент «Моко» состоял главным образом из спирали, волн, лент и меандр, создающих композицию. Характерной чертой «Моко» было симметричное расположение мотивов.Помимо нижних частей тела, мужчины татуировали также грудь и запястья, что помогало определить занимаемую в общественной иерархии позицию. Случалось, что татуировкой украшали интимные места и даже язык.
Некоторые исследователи татуировки маори подчеркивали зависимость степени старательности в выполнении «Моко» от общественного ранга его обладателя. Наиболее сложные и технически доработанные татуировки были у лиц высокого происхождения. Полное же отсутствие «Моко» на лице лишало члена племени прав на возможности выполнять общественные функции и фактически низводило его до положения раба. Таких мужчин часто называли папа-теа, что означало «пустое лицо».Именно благодаря «Моко», вытатуированному рисунку на лице, этот народ стал известен во всем мире. Как-то один европейский художник попытался нарисовать старого маори. Когда он закончил, все были удивлены сходством картины с оригиналом. Только сам туземец остался недоволен: он взял холст и на обратной стороне изобразил орнамент: свое «Моко». «Вот так я выгляжу, - пояснил полинезиец, - а твоя мазня бессмысленна».
И, тем не менее, несмотря на мастерство, которого достигли полинезийские жрецы, по сути, они оставались лишь искусными ремесленниками, связанными традиционными мотивами своего народа.
Slovenian (славянский стиль)Современный славянский этнический стиль, как и скифский, находится в стадии формирования, но то, что люди им интересуются, уже не маловажно. Бытует мнение, что в своем традиционном виде татуировка у славян наблюдается лишь в определенных частях Югославии. Его трудно оспорить, поскольку делались неоднократные попытки проверить это в других славянских регионах. В конце Х I Х столетия татуировки встречались в основном среди населения католического вероисповедания. Практически у каждой взрослой девушки или замужней женщины были изображения гирлянд, веточек, орнаментальных крестов на груди, плечах, ладонях, вплоть кончиков пальцев, реже – на лбу. Мужчины-католики татуировок нее сторонились, но шли на эту процедуру гораздо реже. Охотнее всего, подставляя плечи и предплечья под изображение крестов. Однако крест – не единственный мотив, были еще татуировки в форме сердца, короны, якоря либо инициалов, что свидетельствовало о светском происхождении их носителя. У католического населения Сербии и Герцеговины конца прошлого столетия татуировки встречались так же часто, как и сам нательный крест. А поощряли этот обычай католические ксендзы, желавшие предотвратить переход прихожан в ислам. Ведь Босния в те времена была провинцией Османской империи, и большая часть населения перенимала религию и язык турок. Только не стираемый крест на теле, запрещенный в исламе как символ христианства, удерживал босниек в лоне католической церкви.Моду на татуировку в среде европейской аристократии ввел Эдуард VII , в то время, когда он еще был наследным принцем Уэльским. Будучи с неофициальным визитом в Японии, он посетил известного татуировщика Хори Чийо, чтобы нанести на свою королевскую персону рисунок дракона, символ веры и власти.
Как только сенсация стала известна, его примеру последовали принцы, лорды, светские дамы и не желавшие отставать нувориши. Среди тех, кто не миновал этой эпидемии татуировки, были русские великие князья Алексей и Константин, австрийские эрцгерцоги, королевская чета Греции, король Дании, Швеции, Норвегии.
В числе поклонников тату оказался последний русский император Николай II . Во время путешествия по Востоку он сделал себе несколько татуировок и больше всего покорил супругу тем, что нанес ее имя – Саша. Даже мать будущего премьера Уинстона Черчилля, леди Рэндольф Черчилль, не удержалась, чтобыне сделать на запястье узкий браслет.
Cyber (кибер – стиль)В наши годы, вместе с расцветом этнических мотивов, все четче проявляются new -направления, такие как «кибернетическое» ( cyber ) представляющие собой тесное слияние естественного и искусственного, живого и не живого: зарисовки человеческих суставов с механическими соединениями, орнаменты из микросхем, компьютерные персонажи фантастических сериалов, прочие космические и мистические мотивы, навеянные техногенным XXI веком и психотропными препаратами, урбанистические идеи.


Прямой продолжатель декоративно-художественного направления в татуировке, этот стиль зародился конце 70-х годов ХХ века. Скорее всего, флагманами «кибер» выступили сами татуировщики, занимающиеся новациями в бодимодификации, и страдающие от химической зависимости кибер-панки. Определенно, прототипом для «живых полотен» послужили изображения персонажей из современных футуристических фильмов («Тварь», «Чужой» и т.д.). Другим символом cyber-принадлежности стали стилизованные орнаментальные сюжеты этнических направлений. Механические членения, орнаменты из компьютерных знаков, полотна Гигера, стилизация частей тела под механические приборы, урбанистические сюжеты и просто наборы геометрических фигур. Однотонно выкрашенные руки (каждая – в свой цвет) – все это смело можно причислить к кибернетическому стилю. В отличие от «классики», от которой, как считают киберы, уже просто веет нафталином, качество и идея изображения и тут всецело зависят от мастера. Клиент просто не в состоянии передать то, что ему хочется запечатлеть на своем теле. Но совершенно точно знает: он будет ценен для потомков уже тем, что является носителем важной информации, ведь его тело носит отпечаток истории.
Русский стильДревнее население Восточной Европы оставило нам в наследство скромные свидетельства эпохи Неолита – статуэтки, символы плодородия, расписанные орнаментами. В основе этих незатейливых узоров лежат крестообразные и ромбические фигуры, спирали, точки и запятые. Отчасти это повторяет особенности этнического стиля. Западная же часть славянского населения черпала вдохновение из другого источника – в православных рукописях и книгах, обрамленных тоже своеобразной каймой утонченной графики. Вот они-то и положили, по-видимому, начало этой разновидности тату.Русский стиль еще только-только начал пробивать себе дорогу, выделяясь смесью мотивов русских сказок, Палеха, Гжели, стилизованной книжной графики Билибина и братьев Васнецовых. В последнее время в каталогах российских тату салонов появляются сюжеты, навеянные былинным эпосом художника Васильева. Насколько велика погрешность при перенесении рисунка на тело – вопрос другой , но важно уже одно то, что мы пытаемся копаться в собственной, а не чужой истории.Словно нанизанный на древнеславянский стержень, этот стиль еще даже не обрел окончательного названия, татуировщики до сих пор спорят зваться ему русским или российским. Впрочем, как и художественной формы – неизвестно пока, чего в нем больше, скифских звериных оскалов. Алтайских орнаментов одежды или элементов традиционной русской графики конца XIX столетия, характерной для славянского былинного фольклора. Но поскольку негативное толкование со стороны «здоровой» половины общества неизбежно, то явно, что никто не станет искать здесь особые исторические корни, а, скорее всего, высветят уголовно-криминальную подоплеку. Впрочем, пока этого не случилось. И у нас еще есть шанс найти сторонников нового направления, особенно ценного для патриотически-настроенных слоев.
МодернМодерн многое почерпнул в искусстве японской гравюры, положенной в основу современной японской татуировки. Отсюда более компромиссные решения в рисунке.Анималистические татуировкиЭто татуировки, изображающие животных, птиц, насекомых, рыб и других представителей животного мира.
Растительные татуировкиИзображают цветы, растительные орнаменты и другие темы, связанные с растительным миром.Портретные татуировкиВыполняются такие татуировки, как правило, в стиле реализм. В основном, это портреты любимых, близких людей, иногда умерших, матерей, жен, отцов, детей, знаменитых актеров, спортсменов, певцов, а также, домашних любимцев – кошек, собак, других животных. К сожалению, этот стиль тату, в нашей стране не пользуется такой популярностью, как в Америке и других странах.
Стиль ФэнтезиТемами для татуировок, выполненных в стиле Фэнтези, являются картины художников, работающих в стиле Fantasy, таких как Джулия Бэлл, Борис Валеджо и другие.
Женские татуировкиТатуировки - та часть древнего мира, которая перешла по наследству к нам, лишь слегка видоизменившись. Как и раньше, мы наносим на кожу узоры, считая, что это безусловно повышает наш статус среди соплеменников (и, что лукавить, ведь повышает-таки). В поисках нужного рисунка опираемся на свои чувства и сакральные знания.


Страх боли заглушается желанием втянуть в себя еще что-то из внешнего мира - узор, животное, птицу или цветок. Хотя говорят также, что это внутренний мир проступает сквозь кожу. Часть характера изображенного существа переходит на обладателя татуировки. Драконы заражают честолюбием, павлины - самовлюбленностью, цветы - жаждой жизни и красоты. Или подсознательные свойства характера, воплотившись в материальном рисунке, пр